ЦУМ ответил за скандальную рекламу

Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ОАО «Торговый дом ЦУМ» на 400 тыс. рублей за рекламу, оскорбляющую детей.
Источник: «Бизнес-журнал Онлайн»


Доказано, что информационное содержание рекламных билбордов, помещенных на витринах ЦУМа, нарушает положения пункта 4 части 4, части 6 статьи 5, пунктов 2, 4, 5, 8 статьи 6 ФЗ «О рекламе».

Чиновники установили, что реклама содержит «оскорбления по отношению к детям и их возрастным ценностям, формирует негативное отношение и содержит явное осуждение тех, кто не воспользовался услугами ЦУМа и не приобрел рекламируемые товары, побуждает несовершеннолетних обратиться к родителям с просьбой приобрести товары в ЦУМе». Сумма штрафа предельно высока, максимальная равна 500 тыс. рублей. «Обычно штрафы бывают меньше, но ЦУМ допустил серьезное нарушение, затрагивающее несовершеннолетних», — поясняет начальник управления контроля и надзора ФАС за соблюдением рекламного законодательства Сергей Пузыревский.

ЦУМ решение ФАС пока не комментирует.

В преддверии первого сентября торговый центр ЦУМ разместил в витринах здания в центре Москвы необычные рекламные постеры. Реклама представляла собой некий комикс, главные герои которого — маленькие первоклассники — не стеснялись в выражениях. Рисованные малыши произносили шокирующие реплики: «Кто не в Prada, тот лох!», «Все люди как люди, а я в Burberry», «Я одна в классе. Действительно одна! Просто от зависти все лопнули», «Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!», «Хочу быть богатым, знаменитым, ездить на Bentley, одеваться только в ЦУМе», «Свет мой, ЦУМ, скажи, я ль в школе всех моднее?», «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! Купи! Купи! Мне туфли, платье, шляпку!!! D & G, Armani, Prada».

Содержание рекламных плакатов заинтересовало Федеральную антимонопольную службу буквально через несколько дней после их размещения на стенах магазина. Фотографии рекламы моментально попали в просторы Интернета, что вызвало небывалый резонанс среди рекламных агентств и потенциальных покупателей.

Вскоре фото-улики оказались и в распоряжении ФАС. В пресс-службе пояснили: «Фотографии не являются вещественными доказательствами, поэтому в ближайшее время работники ФАС поедут к зданию ЦУМа, чтобы зафиксировать факт размещения рекламы. После того как сотрудники убедятся, что постеры действительно существуют, будет принято решение о возбуждении дела по факту размещения рекламы, которая не отвечает требованиям законодательства».

Сотрудники ЦУМа не потрудились снять билборды до приезда работников из ФАС, но провокационные надписи были спрятаны за белыми наклейками.

Помимо прямого оскорбления маленьких граждан Российской Федерации, в данной рекламе выявлено немало нарушений. Во-первых, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Таких, например, как выражение героини постеров о том, что в классе «от зависти все лопнули». Тем самым у несовершеннолетних создается «впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками».

Оскорбление в отношении пола, расы, национальности или профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина тоже является грубым нарушением.

Прямое побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убеждали родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, тоже категорически запрещено.

Эксперты считают, что «ФАС значительно более лояльна к российскому рекламному сообществу, чем оно того заслуживает». Согласно закону, реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. В рекламных комиксах ЦУМа, выдержанных в приятных карамельных тонах, выражено резко негативное отношение к людям, неспособным потратить астрономические суммы на детскую одежду элитных марок.

Сумма штрафа, равная 400 тыс. рублей, для ЦУМа не так велика. Более 58% уставного капитала ОАО «ТД ЦУМ», составляющего 89 млн 658 тыс. рублей, находится в номинальном держании у ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания». Реальным владельцем контрольного пакета является компания «Mercury» — официальный дистрибьютор ряда крупных европейских модных домов и бутиков в Москве. Еще 28,6% акций ОАО «ТД ЦУМ» принадлежат ОАО «Инвестиционная фирма «ОЛМА». Около 12% компании — во владении Brunswick Capital Management.

Плохая реклама — тоже реклама, и если целью автора рекламной концепции с нарисованными невоспитанными детьми являлось привлечение внимания, то он ее, несомненно, добился.

Материалы кампании, автор фото: Норвежский Лесной.



Read More...