ОБ ИГРУШКАХ

Интересная история о латвийском производителе детских игрушек, бывшим хирурге, рассказанная www.telegraf.lv.
В том числе не лишено здравого зерна его враждебное отношение к современным игрушечным образам, рожденным медиасредой:

— Модрис, а как вы, как специалист относитесь к покемоном, бакуганам и прочим модным игрушкам, которыми забиты современные детские магазины?

— Мне кажется, что весь этот маркетинг может просто изуродовать понимание ребенком красоты, доброты, благородства. Эти игрушки зачастую очень циничны. К тому же, производители стараются сделать их «имиджевыми» вещами, с тем, чтобы ребенок непременно хотел такую же игрушку «как у всех». На мой взгляд, это плохо. С другой стороны, мы проводили свой эксперимент — клали рядом с детьми деревянную игрушку и, похожую, пластмассовую. И знаете, из десяти детей девять выбирает деревянную.


В небольшом магазинчике творческой группы Domiņa, что на улице Майзницас, свет не гаснет порой до полуночи. Заглянув в окно можно увидеть полки, заставленные деревянными игрушками, разноцветными кубиками и картинками. Здесь все пропитано легким ароматом дерева, красок и бесконечной человеческой доброты.
Здесь все живет и дышит заботой, с которой к своей работе относится... бывший латвийский врач-хирург. На первый взгляд его работа — простые игры для детей, но в действительности, они — профессиональный инструмент, который должен помочь сотням деток с проблемами в развитии нагнать своих сверстников, а здоровым детям — развиваться творчески и интеллектуально.

«Наши игры помогают детям с проблемами со зрением, со слухом, с нарушениями двигательной координации, психологическими проблемами, отставанием в развитии, детям, пострадавшим от насилия... Но, конечно, у нас есть очень много игр, предназначенных для здоровых детей.

Эти игры развивают речь, память, творческие способности, учат маленького человечка мыслить, делать выводы, помогают развивать навыки общения и способствуют развитию множества положительных качеств», — рассказывает глава Domiņā Модрис Дзеркалис.

Эти игры незаменимы в работе детских психологов, педагогов, воспитателей, логопедов, целого ряда других специалистов и, конечно, они незаменимы для самих родителей. Ведь игра, это не только инструмент при помощи которого ребенка можно учить и развивать, совместная игра сплочает семью.

«Ребенку нужно дать интеллектуальный потенциал и понимание жизни, а дальше он уже пойдет сам», — говорит Модрис. Сегодня в арсенале творческой мастерской Domiņa около 500 видов различных развивающих игр и из вариаций, от самых простых до редких и узкоспециализированных.

Идея заняться созданием развивающих игр посетила нашего собеседника около 15 лет назад. На дворе стоял тяжелый 94-й год, а Модрис работал хирургом в местном медицинском учреждении. Но понять и принять пришедшую вместе с лихими 90-ми совершенно дикую систему оказания медицинской помощи не захотел и не смог.

«Если ко мне приносят кровоточащего пациента, я не могу сказать, «несите его сначала к кассе, чтобы заплатил». А от меня требовали, чтобы говорил. Но для меня это было неприемлемо, я не мог так работать и поэтому ушел», — вспоминает Модрис.

«Тогда мы с женой сами были молодыми родителями и задумались над тем, как нам заботиться о нашем ребенке так, чтобы он был не только одет и сыт, но и чтобы легко учился в школе, вырос умным, развитым человеком. Оказалось, что развивающая игра — это не сложно, это укрепляет семью. Знаете, если в 3-5 лет родителям удастся установить хороший контакт со своим ребенком, то и в 14-15 лет этот контакт будет хорошим», — рассказывает он.

К новому делу бывший хирург подошел как настоящий ученый. «По сути, для нас это была научная работа. Мы принялись усиленно читать литературу по детскому развитию и увидели, что в Латвии в этой сфере был практически полный вакуум. Никаких развивающих игр, никаких специальных инструментов здесь не было, а те методики, о которых в Латвии знали, уже успели порядком устареть.

Нам очень помогла книга о развивающих играх российского автора Никитина, так мы узнали теорию. За «практикой» мы съездили в Нюрнберг, где познакомились с тем, что в этой области делают другие страны мира. А когда вернулись, привлекли всех специалистов, которых только смогли найти в Латвии — и психологов, и учителей, и логопедов, и воспитателей детских садов. В общем всех тех, кто непосредственно занят развитием и подготовкой детей.

Мы узнали, с какими основными проблемами ребенок сталкивается в процессе развития, какие методики могли бы быть необходимы. У многих специалистов были различные новые методики, были даже защищенные диссертации по развивающим играм, но у них не было «инструментов», при помощи которых их можно было бы реализовывать на практике. Многим приходилось самостоятельно изготавливать эти инструменты из картона, бумаги, других подручных средств», — рассказывает собеседник Телеграфа.

«Первые игры мы с женой изготовили сами, хотя по образованию медики и никаких навыков ремесленной работы у нас не было. Апробированы наши игры были в экспериментальном детском саду Лиепайского педагогического института. И результаты оказались очень хорошими.

Потом мы презентовали свои игры Министерству образования, как учебные средства. Там они также получили высокую оценку, а министерство рекомендовало приобрести эти развивающие игры всем латвийским самоуправлениям.

Затем мы занялись этим бизнесом основательно, организовали производство, пригласили профессиональных ремесленников, художников, которые изготавливали и разукрашивали игры по нашим макетам. В итоге мы даже сами начали читать семинары по развивающим играм для педагогов и других специалистов.

Ну а на сегодняшний день мы можем смело сказать, что изучили все методики, существующие на данный момент в мире. И в Балтии мы единственные, кто этим занимается», — говорит он с гордостью.

Грустно Модрису лишь от того, что креативные, не по годам развитые, умные и творческие дети латвийской системе образования сегодня, к сожалению, не нужны. «Образование в Латвии просто убито. Я поддерживаю контакт и с детскими садами и со школами.

К сожалению, сегодняшняя система образования построена так, что развитые, очень хорошо подготовленные дети ни садам ни школам не нужны. Просто не понятно, что с ними делать. Если ребенок в 4 годика может сделать все то, что умеет семилетний ребенок, то ему придется лишь скучать на занятиях со своими сверстниками. Никаких специальных групп и программ обучения для таких детей нет.

Потом в школе он почувствует, что его знания никому не нужны и не ценятся, у него пропадет интерес к учебе и в итоге он скатывается к отстающим», — грустно говорит Модрис — «Поэтому сегодня родители должны усиленно заниматься со своим ребенком все время, а не только в дошкольном возрасте. Нужно поддерживать в нем интерес к учебе, искать дополнительные источники знаний. Все-таки, потом ребенок может поехать учиться за границей и там, все его знания найдут реализацию».

— Модрис, а как вы, как специалист относитесь к покемоном, бакуганам и прочим модным игрушкам, которыми забиты современные детские магазины?
— Мне кажется, что весь этот маркетинг может просто изуродовать понимание ребенком красоты, доброты, благородства. Эти игрушки зачастую очень циничны. К тому же, производители стараются сделать их «имиджевыми» вещами, с тем, чтобы ребенок непременно хотел такую же игрушку «как у всех». На мой взгляд, это плохо. С другой стороны, мы проводили свой эксперимент — клали рядом с детьми деревянную игрушку и, похожую, пластмассовую. И знаете, из десяти детей девять выбирает деревянную.

Кстати, работать с игрушкой, по словам Модриса, может далеко не каждый. «Своих мастеров мы просим не садиться за создание игрушек в плохом настроении, слушать красивую музыку в процессе работы. Кажется, это не важно, но на самом деле настроение человека имеет очень большое значение.

Недавно мы проводили своего рода эксперимент — попросили разных мастеров изготовить игрушки, предложили их детям и смотрели, чью работу они выберут чаще всего. То, что детям больше нравятся изделия добрых, открытых и позитивно настроенных людей, это, конечно, не научная теория, но на практике она подтверждается», — говорит он.

— А каким результатом своей работы вы особенно гордитесь?
— Был один мальчик, который страдал имбецильностью. Врачи говорили, что он станет инвалидом на всю жизнь. Но родители не смирились с диагнозом и очень интенсивно занимались с ребенком при помощи развивающих методик. В итоге сейчас он в своем развитии примерно равен сверстникам — может воспринимать школьную программу, умеет читать и считать. Но конечно, основная заслуга здесь принадлежит родителям — их силам и терпению.

Мы стремимся создавать такие развивающие игры, которые одновременно были бы тем, что может сплотить молодую семью. Такие, чтобы с ребенком должны были заниматься и мама и папа. Я знаю, что 80% успешного развития детей — это атмосфера семьи, которую детям создают родители, это старания молодых мамы и папы, их внимание и забота. И только 20% детям дают учебные пособия, книги, школа и так далее.

— Недавно на большом съезде психологов из разных стран, которых проходил в Латвийском университете, наши работы получили признание стороны специалистов из США, Великобритании, Германии и многих других стран. Мы проделали громадную теоретическую работу, мы приложили большие усилия, чтобы реализовывать эти идеи на практике, и, конечно, мы были счастливы получить признательность этих профессионалов. Но все-таки, самый главный положительный результат своей работы мы видим на своих собственных детях. И это, наверное, самое большое счастье.

Comments (0)

Отправить комментарий